Спортивные упражнения для Детей дошкольного возраста Зимой
Зима - прекрасное время не только для развлечений, но и для совершенствования умений и навыков. Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Повышается сопротивляемость организма ребёнка к простудным и инфекционным заболеваниям. По мере совершенствования двигательных движений растёт и интерес к ним. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе в значительной степени зависит от правильной организации их деятельности, от создания необходимых условий для физических упражнений, весёлых игр. К спортивным упражнениям в зимний период относятся ходьба на лыжах, катание на коньках, на санках, скольжение по ледяным дорожкам.
Катание на санках
Санки сопровождают ребенка всю жизнь. Ребенка первого года жизни на санках катают взрослые, 2—3-летний ребенок сам возит санки за веревочку, катая кукол. На четвертом году жизни дети катают на санках друг друга по дорожке.
Обучая ребенка катанию с горки, педагог знакомит его с правилами, учит посадке на санки, управлению ими. В младших группах педагог помогает ребенку скатываться с горки.
Ребенок старшего возраста скатывается с более крутых и длинных горок из разных исходных положений: сидя, стоя на коленях, лежа на животе, по одному и вдвоем.
При спуске с горок ребенок может выполнить различные задания: позвонить в колокольчик, дотронувшись до него, снять подвешенную игрушку.
Катание на санках можно организовать в игровой форме. Педагог следит за дозировкой нагрузки, соблюдением правил катания ребенком, эстетическим оформлением горок и дорожек для катания. Длительность катания ребенка с горки увеличивается постепенно с 20 до 30 мин.
Скольжение по ледяным дорожкам
Скольжение по ледяным дорожкам, как и другие физические упражнения на открытом воздухе зимой, способствует предупреждению заболеваний, укреплению защитных сил организма, повышению работоспособности. При правильно организованном занятии создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера (организованности, дисциплинированности, самостоятельности, активности) и проявления волевых качеств (смелости, решительности, уверенности в своих силах.). Упражнения выполняются на ограниченной и скользкой площади опоры, что способствует развитию чувства равновесия. Умение сохранять равновесие в довольно сложных условиях и преодолевать появившиеся препятствия – двигательный навык, необходимый каждому человеку в ежедневной жизни и быту.
Ходьба на лыжах
Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. Обучать детей ходить на лыжах можно уже с трехлетнего возраста. Чистый, морозный воздух закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. При передвижении на лыжах работают все основные группы мышц, усиливается дыхание и кровообращение. Красивая природа создает хорошее настроение, положительно влияет на нервную систему. Большая динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить развитие плоскостопия. Катание на лыжах способствует развитию пространственных ориентировок, координации движений. Благодаря регулярным занятиям на свежем воздухе дети меньше болеют простудными заболеваниями.
Во время лыжных прогулок и занятий ребятам приходится выполнять разнообразные действия: спускаться со склона, делать повороты, подниматься на гору определенным способом. Это способствует воспитанию у них морально-волевых качеств; смелости, решительности, приучает преодолевать трудности и препятствиям, формирует выдержку, воспитывает чувство дружбы, взаимопомощи.
Катание на коньках
Катание на коньках — это один из важнейших видов спортивных упражнений.
Катание на коньках принадлежит к числу естественных физических упражнений, близких по координации к движениям ходьбы и бега. Поэтому можно легко освоить данные упражнения, и они доступны для ребенка с разной физической подготовленностью.
Катание на коньках — прекрасное упражнение для детей и взрослых — также является одним из любимых видов активного отдыха. Систематические занятия на коньках положительно влияют на организм ребенка и имеют огромное значение для оздоровительного, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Катание на коньках укрепляет здоровье, закаливает организм, развивает быстроту, силу, ловкость и выносливость. Ребенок обретает бодрость, легкость при скором передвижении, ему приятно дышать холодным свежим воздухом.
Холодный, чистый воздух окружающей среды благоприятно воздействует на организм ребенка, закаляет его. Это способствует быстрому приспособлению к изменениям внешней среды без каких-либо нарушений функциональной деятельности организма.
Дети получают удовольствие от катания на коньках, становятся крепкими, ловкими и смелыми. У детей вырабатывается согласованность движений рук и ног, укрепляются мышцы спины, живота и формируется осанка.
Катание полезно для развития тонкой координации и ритмичности движений. Оно способствует развитию разнообразных психофизических качеств: скорости, выносливости, силы и ловкости.
Во время передвижения на коньках развивается пространственная ориентировка. Дети учатся ориентироваться и более правильно и экономно распоряжаться своими действиями на большой площади катка среди коллектива катающихся. Они приучаются оценивать удаленность одного предмета от других и от самого себя, получают первоначальные сведения о скорости передвижения. Это помогает детям быстро реагировать на изменившиеся условия во время бега на коньках и расширяет их кругозор.
От педагога они получают первоначальные сведения о технике катания на коньках: например, как принять исходное положение, как изменить направление движения, повышать скорость и оценивать движение своих товарищей.
Обучая катанию на коньках, педагог использует различные методы: показ, объяснения, вспомогательные средства; ребенок держится за руки взрослого, за сани-кресла, специальные стулья.
Необходимо следить, чтобы дети не переутомлялись, поэтому жестко дозируется время проведения занятия.
Важно, чтобы педагог сам был готов к проведению занятий по обучению катанию на коньках.
Хоккей
Наряду со спортивными упражнениями детям предлагаются игры с элементами спорта. В старшей группе детей знакомят с элементами игры в хоккей. Во время игры в хоккей следует предлагать детям следующие задания: ведение шайбы клюшкой, не отрывая ее от шайбы; передачу шайбы друг другу; удержание шайбы клюшкой; ведение шайбы вокруг разных предметов и между ними; забивание шайбы в ворота, держа клюшку двумя руками и ударяя по ней с места и после ведения.
Спортивные упражнения на прогулке в зимний период для детей 3-4 лет
1. «СЛЕДЫ НА СНЕГУ».
Четкое выполнение различных видов движений (ходьба, бег, прыжки) разной шириной шага, в различном темпе.
2. «СТРОИМ БЕРЛОГУ ДЛЯ МЕДВЕДЯ».
Метание снежков в цель - круг диаметром 2м с расстояния 30-50 см и больше.
3. «ЗМЕЙКА».
Ходьба и бег змейкой между спортивными снарядами и постройками.
4. «САМАЯ БЫСТРАЯ ЛЬДИНКА».
Прокатывание льдинок клюшкой в одном направлении на скорость.
5. «ЗАЙКИ-ПОПРЫГАЙКИ».
Прыжки по снегу от флажка до флажка.
6. «КТО БЫСТРЕЕ».
Катание санок на скорость в одном направлении (без седока).
7. «ГДЕ ЖЕ НАШИ ДЕТКИ».
Пролезать прямо и боком через снежные валы разной высоты.
8. «РИСУЕМ ДОРОЖКУ».
Ходьба змейкой друг за другом.
Спортивные упражнения на прогулке в зимний период для детей 4-5 лет
1. «СНЕЖНЫЕ УЗОРЫ».
Дети стоят в шеренге на расстоянии вытянутых в стороны рук. Воспитатель предлагает нарисовать любые узоры на площадке, используя ходьбу, бег, прыжки.
2. «ЗМЕЙКА».
Ходьба, бег, прыжки змейкой между спортивными снарядами и постройками.
3. «ОВЧАРКИ НА УЧЕНИИ».
Воспитатель рассказывает детям о том, как дрессированные овчарки спасают людей во время пожара, ловят преступников. Предлагает поиграть в игру. На слово «Отдых» дети спокойно ходят по площадке. По команде «Овчарки, на ученье - марш!», ходят и бегают по глубокому снегу, перешагивая и перелезая через завалы, скамейки, бумы, шины.
4. «КТО ДАЛЬШЕ».
Дети стоят в шеренгу. По команде «Метальщики - пли!», бросают снежок вдаль правой и левой рукой, затем кидают большой снежный ком двумя руками из-за головы в цель, которая обозначена флажками и кеглями.
5. «МОРСКОЙ БОЙ».
Дети делятся на две команды с разными названиями. Воспитатель предлагает сбить снежками мишени (чья команда больше).
6. «НЕ ПОТЕРЯЙ СВОЮ ЛЬДИНКУ».
По свистку дети начинают прокатывать клюшкой шайбу в разных направлениях.
7. «НАШИ НОЖКИ СКОЛЬЗЯТ ПО ДОРОЖКЕ».
Дети индивидуально выполняют скольжение по ледяной дорожке, стараясь удержать равновесие.
8. «САННЫЙ ПОЕЗД».
Дети катают друг друга на санках по проложенному кругу, друг за другом. На зеленый цвет они двигаются, а на красный - стоят.
9. «ЗАБЕЙ В ВОРОТА ГОЛ».
Дети свободно прокатывают шайбы клюшками. По команде «Гол!» все направляются в сторону ворот и с расстояния 3-5 метров стараются забить шайбу в ворота.
10. «ОЛЕНЬИ УПРЯЖКИ».
Воспитатель показывает картинки с оленями, рассказывает, где они живут и для чего их используют люди. Затем предлагает им поиграть. Дети делятся на две команды: седоков и оленей. Катают седоков на санках (затем меняются).
11. «СБЕЙ МИШЕНЬ».
Дети делятся на две команды. Одна сбивает мишени, другая их считает.
ПРАВИЛА: начинать прокатывать клюшкой шайбу за 6-7 метров от обозначенного места. Сбивать мишень строго от обозначенного места на 2-5 метров.
Спортивные упражнения на прогулке в зимний период для детей 5-6 лет
1. «СНЕЖНАЯ КАРУСЕЛЬ».
Дети свободно бегают по площадке. На слово «карусель» быстро перестраиваются в круг там, где воспитатель положил снежный ком, и переходят на ходьбу по кругу, взявшись за руки. Всякий раз место карусели меняется.
2. «ПЕРЕДАЙ ШАЙБУ».
Две команды стоят друг против друга на расстоянии 10 метров. По свистку игроки первой команды гонят шайбы игрокам другой команды, стараясь передавать их точно своим партнерам, а партнеры стараются задержать шайбу ногой, чтобы она не пролетела мимо. В каждой команде выигрывает тот игрок, который первый передаст шайбу с клюшкой и вернется на свое место. Далее по свистку другая команда гонит шайбы клюшками.
3. «СНЕЖНЫЙ ПОЕЗД».
Бег змейкой друг за другом.
ПРАВИЛА: начинать бег после сигнала и останавливаться строго после сигнала.
4. «СЮРПРИЗ».
На расстоянии, начиная с 7 метров, затем, уменьшая его на каждый метр, на снег кладут сюрпризы (льдинки), завернутые в бумагу. По свистку дети снежками сбивают сюрпризы.
5. «ЗАБАВНЫЕ САНКИ».
Бег с санками с подталкиванием их двумя руками сзади; прыжки с санок; перепрыгивание через санки боком с упором на них двумя руками; «силачи» - поднять санки двумя руками над головой; бег с санками, держа их двумя руками перед грудью.
6. «ПРЯТКИ ЗА СУГРОБАМИ».
Дети бегают врассыпную, на слово «Прятки» все прячутся за снежные сугробы.
7. «СНАЙПЕРЫ».
Метание снежков с одной линии в мишени, расположенные на разном расстоянии и высоте.
ПРАВИЛА: начинать сбивать по сигналу.
8. «ПО ЛЕДЯНОЙ ДОРОЖКЕ».
Индивидуальное скольжение прямо, боком, с приседанием.
10. «ЗАЩИТА КРЕПОСТИ».
Двое ворот расположены на расстоянии 5-10 метров друг от друга. Дети делятся на две группы. Одна группа встает в шеренгу у ворот, у другой группы клюшки и шайбы. По свистку игроки с клюшками начинают прокатывать шайбы вперед, стараясь забить их в ворота, задерживая шайбы только ногами.
11. «ПОЖАРНЫЕ СОБАКИ».
Дети спокойно передвигаются по площадке на слово «пожар» бегут по глубокому снегу, перелезают через снежные завалы, барьеры. Добегают до снежков и от линии метают.
Спортивные упражнения на прогулке в зимний период для детей 6-7 лет
1. «НАЙДИ СВОЙ СНЕЖНЫЙ ДОМ».
На каждом ребенке снежинки разного цвета. На площадке расположены снежные комки разного цвета.
Дети передвигаются свободно по площадке. На слова «Найди свой дом» игроки бегут к снежным комам соответствующего цвета и перестраиваются в ту геометрическую форму, которую имеет снежинка. Затем дети меняются снежинками.
2. «ХОККЕЙНАЯ ЭСТАФЕТА».
Дети делятся на 3-4 команды. Сами дают им названия и выбирают капитана.
ПРАВИЛА: каждое новое движение команда начинает по свистку. Очки подсчитывают всей командой.
ВИДЫ ЗАДАНИЙ:
- вести шайбу клюшкой туда и обратно (5-7 м);
- змейкой между кеглями;
- забить шайбу в ворота, обратно по прямой.
3. «САННЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ».
ПРАВИЛА: все движения начинать по сигналу, выигрывают по качеству выполнения движений и по скорости.
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ:
- выполнить снежные фигуры (упражнения на санях);
- кто дальше прыгнет с санок;
- «успей первым» прокатывать санки вперед с упором на них двумя руками сзади.
4. «ЛЕДНИК».
Упражнения на ледяной дорожке: индивидуальное скольжение, скольжение парой и тройкой; соревнование кто дальше проскользить по ледяной дорожке; двойное скольжение.
5. «ЛЕТАЮЩИЕ ТАРЕЛКИ».
Катание с ледяных горок, сидя на ледянках.
6. «САМОКАТЫ».
Скольжение на одной лыже, отталкиваясь одной ногой.
7. «СБЕЙ ЛЕТАЮЩУЮ ТАРЕЛКУ».
Сбивать снежками летающие тарелки.
8. «СНАЙПЕРЫ».
Мишени расположены на разной высоте и расстоянии;
закрепленные, висячие и без укрепления. Дети делятся на несколько групп и сбивают мишени снежками. Действуют по сигналу.
9. «ЗИМНЕЕ МНОГОБОРЬЕ (ЭСТАФЕТЫ)».
начинать новое движение по сигналу. Выигрывают по количеству баллов.
ВИДЫ ЗАДАНИЙ:
- «хоккеист» - водить шайбу туда - змейкой, между кеглями, обратно - по прямой.
- «ракета» - продвигаться на санках, лежа на животе и отталкиваясь руками, назад - бежать с санями.
- за веревочку.
- «самокат» скользить на одной ноге туда и обратно.
Примечания.
В начале зимы каждое движение из эстафеты или соревнований проводится отдельно, затем постепенно добавляются другие.
0 коммент.:
Отправить комментарий