Развитие речи детей через подвижные игры
Цель: сформировать представления родителей о влиянии подвижных игр на развитие речи дошкольников. Познакомить с различными видами подвижных игр. Первоочередными задачами физического воспитания в дошкольном учреждении, как известно, являются охрана и укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, повышение умственной и физической работоспособности.
В связи с этим учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка (биологический, психологический, социальный возраст, пол, состояние систем организма, степень двигательной активности). По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей в последние годы 20-30% дошкольников имеют недоразвитие речи.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. У этих детей отмечаются недостаточная устойчивость внимания. Из-за недостаточности активного словаря дети с нарушением речи не всегда понимают требования руководителя физического воспитания. Часто речевые расстройства сопровождаются некоторыми отставанием в развитии двигательной сферы, нарушениями общей и мелкой моторики, у детей наблюдается замедленность, расторможенность, неточность.
Подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста. Игра – это естественное состояние ребенка, его основное занятие. Ее применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков закреплению достигнутых результатов коррекционной работы, получению детьми удовольствия от процесса и результата игры.
Многолетние педагогические наблюдения показали, что разнообразные подвижные игры являются действенным средством профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе физического воспитания.
С этой целью на практике применяют следующие подвижные игры:
1. Подвижные игры с речевым сопровождением
Подвижная игра с речевым сопровождением «Бьют часы».
Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр.
Часы бьют раз, |
Хлопают в ладоши |
Новый год приходи! |
Поступательные зовущие движения к себе. |
Тебя ждали год, |
Пружинка, руки на поясе. |
А пришел мороз, |
Шагают на месте. |
Нас, мороз, не пугай, |
Наклоны вправо-влево. |
В прятки ты поиграй |
Два приседания, руки на колени. |
Конфеты, игрушки, |
Постукивают кулачками друг о друга. |
Будем веселиться, |
Прыжки на двух ногах. |
2. Игры на развитие мелкой моторики
Пальчиковая игра «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое! |
Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. |
3. Подвижные речевые игры
На закрепление пройденного материала.
В центре круг стоит взрослый – он бросает ребенку мяч и называет животного (кошка), ребенок ловит мяч. Бросает взрослому и называет детеныша (котенок).
4. Подвижные игры на развитие внимания
Внимание – один из важнейших познавательных процессов. Оно обеспечивает наиболее эффективное восприятие информации. А подвижные игры способствуют тренировке более быстрой и правильной реакции на различного вида команд. Все встают в одну колонну и начинают движение в обход по залу, выполняя команды:
«Дерево» – остановка руки вверх;
«Куст» – приседают;
«Ручей» – прыгают на месте;
«Тропинка» – встают парами.
– Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. Прилетели птицы: аисты, вороны, галки, макароны. |
Прилетели птицы: чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки. Прилетели птицы: аисты, кукушки, совы и ватрушки. |
5. Подвижные игры на развитие звукопроизношения
Игра «Придумай слова на определенный звук».
Педагог по очереди кидает мяч игрокам, которые называют слова на определенный звук, например – Пух, пальто, песня, помидор, плита, перо, пряжа, пенал, повар, пастух, портной , пар.
6. Подвижные игры на развитие ориентировки в пространстве
Все дети с речевой патологией – имеют нарушение функции правильного письма. Поэтому у детей необходимо формировать пространственное представление. В спортивном зале используются предлоги: в, на, за, перед, около.
По залу разложены предметы и спортивное оборудование.
Играющие выполняют команды:
- Встаньте на скамейку
- Положите мяч в обруч
- Перепрыгните через канат
- Встать за скамейку
- Остановиться около лестницы
- Сесть на модули
7. Игры на развитие коммуникативных функций
Подвижные игры данного раздела нацеливают детей на совместные двигательные действия, воспитывают культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучают детей навыкам сотрудничества.
Подвижная игра «Чижик».
Играющие образуют круг. «Чижик» становиться по середине. Играющие идут по кругу и произносят слова:
Ходит чижик у житницы,
Ищет зернышко пшеницы.
Чижик отвечает:
Мне не скучно одному,
Кого хочу, того возьму.
Чижик выбирает себе пару, остальные игроки тоже встают парами. Кто остался без пары становиться чижиком.
8. Подвижные игры на расслабление
Дети с речевым нарушение отличаются эмоциональной нестабильностью, повышенным уровнем тревожности. Поэтому после подвижных игр необходимо дать детям успокоиться и расслабиться.
Релаксация «Снежинка».
Представьте, что вы – легкая пушистая снежинка, которая летит в воздухе. |
Дети покачиваются |
Плавно опускается вниз |
Выполняют полуприсед |
Но вот подул добрый легкий ветер и закружил снежинку в снежном танце |
Кружатся |
Полетела снежинка и поднялась высоко-высоко |
Подняться на носки |
Но ветер быстро улетел, и снежинка снова опустилась вниз. |
Медленно приседают |
Источники:
1. http://ddu304.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=2321
2. http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/05/13/podvizhnye_igry_portal.doc
0 коммент.:
Отправить комментарий